Экология ЮФО

Проект нормативов допустимых выбросов в атмосферный воздух (НДВ)

Документ, определяющий нормативы выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.

Инвентаризация источников выбросов и Нормативы допустимых выбросов проводятся и рассчитываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах I, II, III категорий (для IV категории только инвентаризация источников выбросов).

Инвентаризация стационарных источников на объектах, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта. Результатом проведения инвентаризации является отчет по Инвентаризации источников выбросов, утвержденный руководителем предприятия.

Нормирование выбросов зависит от категории объекта НВОС:

I КАТЕГОРИЯ НВОС
Необходимо провести расчет нормативов радиоактивных, высокотоксичных веществ,
веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса
опасности), а также расчет технологических нормативов — в составе заявки на комплексное экологическое разрешение (КЭР).

II КАТЕГОРИЯ НВОС
Необходимо провести расчет нормативов допустимых выбросов для загрязняющих веществ,
содержащихся в перечне загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры
государственного регулирования в области охраны окружающей среды — в составе декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС). По собственной инициативе хозяйствующий субъект может разработать нормативы выбросов в рамках КЭР при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям.

III КАТЕГОРИЯ НВОС
Необходимо провести расчет нормативов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности). Так же установлено требование о представлении в уведомительном порядке отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

IV КАТЕГОРИЯ НВОС
Хозяйствующие субъекты освобождены от разработки нормативов.

Для объектов II категории, не получающих комплексное экологическое разрешение (КЭР) и объектов III категории — нормативы допустимых выбросов утверждаются и подписываются руководителем предприятия.

Нормативы допустимых выбросов считаются утвержденными при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам.

Корректировка данных Инвентаризации стационарных источников и выбросов
осуществляется в случаях изменения:

  • технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
  • обнаружения несоответствия между выбросами загрязняющих веществ и данными последней инвентаризации, если фактические показатели выбросов конкретного источника по конкретному веществу превышают более чем на 25% соответствующие максимальные разовые показатели выброса или фактические показатели выбросов объекта ОНВ превышают более чем на 10% суммарные годовые (валовые) показатели, соответствующие нормативам выбросов, установленным для данного объекта ОНВ, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа.

После корректировки данных необходима актуализация объекта НВОС.

Данные проектов используются природопользователем для:
  • постановки объекта НВОС на государственный учёт либо актуализация сведений об объекте, если он уже внесён в реестр;
  • оформления заявки на получение комплексного экологического разрешения (КЭР);
  • оформления декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС);
  • составления программы ПЭК;
  • составления плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения
  • экологической эффективности при не соблюдении нормативов допустимых выбросов;
  • разработки плана мероприятий при наступлении неблагоприятных метеоусловий (НМУ);
  • оформления отчётности о выбросах в атмосферный воздух;
  • установление временно разрешённых выбросов (при необходимости).

Законодательная база
  1. Приказ МПР РФ от 11.08.2020 № 581 «Об утверждении методики разработки (расчета) и установлении нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух».
  2. Приказ МПР РФ от 19.11. 2021 года N 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки»
  3. Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 № 182 «О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ».

Штраф
или предупреждение за несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий,
строений, сооружений и иных объектов капитального строительства (ст. 8.1 КоАП РФ):
  • на должностных лиц — от 2 000 до 5 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 20 000 до 100 000 рублей.

Административный штраф за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения (ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ):
  • на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 тысяч рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей — от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 180 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.